Приведём пример. Менеджер по продажам героически отрабатывал возражения, и в результате компания заполучила крупного клиента. Заключила договор на 10000$, хотя раньше еле закрывала сделки на меньшие суммы. Руководитель отдела продаж говорит подчинённому: “Молодец!”. На этом – всё. Есть обратная связь? Да.
Но что думает и чувствует менеджер? Пустоту. Да, его похвалили, но “для галочки”, а не из искренней благодарности. Так, словно он сделал что-то незначительное. Угадайте, что дальше происходит с мотивацией? Если ситуация повторяется из месяца в месяц, то однажды руководитель отдела продаж с удивлением обнаруживает у себя на столе заявление об увольнении. Возможно, даже обижается: “И чего Паше не хватало? Зарплата выше рынка, всегда хвалил его. Неблагодарный!”.
ПозитивноЕсли вы интересуетесь темой управления персоналом, то могли слышать про практику “бутерброд”. Она означает, что начинать и заканчивать обратную связь нужно на позитиве, а критику давать в середине. И не просто разбирать ошибки, а направлять сотрудника. Рассказывать человеку, что он может улучшить, и зачем это нужно для него и компании.
Пример применения практики “бутерброд”:Начало – выражение благодарности, обсуждение достижений и прогресса. Алексей! Спасибо за твою работу. Я вижу, что ты прислушался к рекомендациям, которые я давал в прошлый раз. Ты стал следовать скрипту, лучше отрабатывать возражения. Я послушал запись твоего звонка с клиентом из компании А и узнал {...}. Это хороший подход, давай ты и дальше будешь так делать.
Середина – критика. Но тебе ещё нужно поработать над эмпатией. Постараться быть тактичнее, проявлять больше заботы и понимания. Это важно, потому что {...}. Я слышал, как в беседе с клиентом из компании Б ты {...}, а можно было бы {...}. Попробуй {...}, тогда клиенты начнут общаться более открыто.
Конец – поддержка. Поработай, пожалуйста, над этим. Думаю, что у тебя всё получится, тем более ты уже демонстрировал хорошие результаты. Если появятся вопросы или понадобится помощь – обращайся!
Обратите внимание на признаки позитивной обратной связи:
- критикуются конкретные действия, а не личность человека;
- оценки опираются не на симпатии / антипатии, а на факты: чего менеджер уже достиг, прислушался ли к прошлым рекомендациям, что нарушил;
- после беседы человек чётко понимает, что ему делать дальше.
Очевидно, позитивная обратная связь не сводится только к похвале. Но даже практикой “бутерброд” не стоит злоупотреблять. Если использовать её постоянно, сотрудник привыкнет и будет потом концентрироваться только на негативных оценках.
В форме диалогаОбратную связь важно не только давать, но и получать. У сотрудника может быть своё видение ситуации, в т.ч. знание деталей, о которых руководитель даже не догадывается. Кроме того, при прослушивании монолога человек плохо концентрируется и воспринимает информацию поверхностно.
Напротив, обратная связь в форме диалога предполагает вовлечённость обеих сторон. Сотрудник внимательно слушает руководителя или специалиста ОКК, чтобы в случае несогласия с оценкой грамотно аргументировать возражения. Или чтобы не попасть в неловкое положение, случайно прозевав вопрос. Во время обсуждения мозг активно работает – рекомендации запоминаются лучше.
СвоевременноОбратная связь, оторванная по времени от события, рискует потерять смысл.
Покажем на примере.В контакт-центр онлайн-школы звонит женщина, которая хочет купить курс. При разговоре с оператором выясняется, что информация на сайте указана неверно: на самом деле курс стоит в 2 раза дороже. Женщина начинает возмущаться, а оператор теряется. Потенциальный клиент бросает трубку и вряд ли потом вернётся. Ещё бы! Зачем учиться в онлайн-школе, где тебя обманывают уже при первом знакомстве?
Спустя месяц руководитель контакт-центра рассказывает оператору, что на самом деле на сайте есть верная информация о стоимости курса – указана мелким шрифтом внизу. Просто при определённых условиях можно купить курс в 2 раза дешевле. Об этих условиях нужно подробно рассказывать потенциальным клиентам, а заодно упоминать про возможность оплаты в рассрочку.
К сожалению, до момента получения обратной связи оператор успевает “слить” десятки клиентов. Хотя сотрудник виноват лишь отчасти, руководитель резко критикует его и, возможно, лишает 100% премии. Мотивация оператора катастрофически падает.
ПонятноОбратная связь работает, только если сотрудник может ответить себе на следующие вопросы:
- какую пользу он приносит компании, клиентам, обществу и т.д.;
- что от него хочет руководство;
- что он делает правильно;
- что он делает неправильно;
- что конкретно можно улучшить в работе;
- как это улучшить.
Некоторые руководители контакт-центров и специалисты ОКК ожидают, что сотрудники будут понимать обратную связь с полуслова, уметь читать между строк. Это не так. И дело не в глупости или лени. Просто из-за загруженности у операторов часто нет времени и моральных сил на то, чтобы вникать в суть каждой рекомендации. Или, если в компании есть ОКК, искать нужный комментарий в огромной таблице.
Сделать обратную связь более понятной и простой для усвоения можно с помощью бизнес-приложений. Например, в некоторых компаниях специалисты ОКК
проверяют коммуникации в Qolio. После проведения проверки оператор сразу получает уведомление на почту, может перейти в личный кабинет, почитать подробные комментарии, подать апелляцию в случае несогласия. Перед глазами сотрудника только нужная ему информация, а не страшные таблицы с данными, в которых легко запутаться.
ОбъективноВсегда важно помнить, для чего нужна обратная связь. Чтобы помочь сотруднику работать лучше. Плохо, когда этот мотив подменяется другими:
- чтобы самоутвердиться за счёт другого человека;
- чтобы выплеснуть эмоции: позитивные или негативные;
- чтобы заполучить себе союзника в лице сотрудника, к которому испытываешь симпатию;
- чтобы доставить неприятности человеку, к которому испытываешь негатив.
Полностью исключить субъективизм из оценки невозможно, но к этому хотя бы следует стремиться. Иначе обратная связь превратится в инструмент манипулирования. Отношения в коллективе станут “токсичными”, текучка увеличится.
Объективная обратная связь – та, что опирается на факты.
Покажем на примерах взаимодействия руководителя контакт-центра с оператором.
Субъективно: “Ты не умеешь общаться с клиентами!”
Объективно: “В течение этой недели я слушал записи входящих звонков и заметил, что в половине случаев ты не уточняешь детали заказа клиента.”
Субъективно: “Ты – классный специалист! Считаю тебя лучшим в нашем отделе.”
Объективно: “Я посмотрел отчётность в Qolio и увидел, что по итогам этого квартала у тебя самый высокий балл качества среди всех операторов. Так держать!”
ВыводыДавать сотрудникам обратную связь – это не просто навык, а искусство. Придётся в одном лице стать экспертом в сфере клиентского опыта и хорошим психологом. Научиться чувствовать тонкую грань между субъективным и объективным, конструктивной критикой и нападением, благодарностью и лестью. Мы в Qolio хотим, чтобы операторы и менеджеры по продажам всегда получали полноценную обратную связь. От этого выиграют все: сотрудники, компании и клиенты.