Поделюсь с вами этими проверенными годами рекомендациями для создания эффективного чек-листа.
1. Не делайте один чек-лист на всё! Призвание чек-листа - оценить и зафиксировать в цифрах, на сколько шагов/процентов оцениваемый сотрудник приблизился к желаемой цели в данной коммуникации. А все мы знаем, что цели Охотников (продавцов) и Фермеров (аккаунтеров) сильно отличаются. Да и у самих Охотников на разных этапах воронки продаж бывают разные цели. Таким образом, "один чек-лист на всё" покажет вам среднюю температуру по палате, но никак не то, что некий навык/процесс почти "при смерти".
Посему рекомендация
№1 "Каждому - своё": определите глобальные этапы/вехи продаж и обслуживания своих клиентов и на каждый создайте свой чек-лист. Например, "обработка входящих заявок" и "холодный обзвон" цель вроде одна, но способы ее достижения разные. В первом мы оцениваем, как продавец удовлетворил запрос уже желающего чего-то клиента (теплого лида) и перевел сделку на новый этап (встреча, оформление документов и т.д.). А во втором важнее выяснить, умеет ли продавец выявлять потребности и находить целевую аудиторию, а потом уже заинтересовывать товаром или услугой.
2. Не делайте чек-лист из 20 пунктов! Во-первых, это утомляет - проставлять 20 баллов по каждому оцениваемому параметру в каждом звонке... Бывает, что звонок заканчивается быстрее, чем успеешь заполнить весь огромный чек-лист по нему.
Во-вторых, самая глобальная ошибка, когда стандарт/скрипт разговора превращают в чек-лист. Это в корне не верно, потому что ваш скрипт - это последовательный набор важных фраз, выражений и аргументов, которые сотрудник обязан использовать в беседе с клиентом с целью достичь цели. А чек-лист - это метод оценки навыка специалиста сделать все это. Весь ваш скрипт на самом деле превращается в 1 параметр оценки в чек-листе "Прошел ли скрипт разговора по стандарту".
Поэтому рекомендация
№2 "Краткость - сестра таланта": идеальный чек-лист - это 6-8 пунктов, возможно, еще сгруппированных для отслеживания разных глобальных навыков. Например:
- группа "коммуникативный навык" - и здесь 2 пункта для оценки: грамотность речи и деловая этика;
- группа "навык выполнения бизнес-процессов" - и здесь 2-3 пункта: заполнение CRM, следование скрипту, умение пригласить на встречу;
- группа "навык обработки возражений" - и здесь 2 оценки: умение выдержать любой натиск негатива и верное использование аргументов (заранее заготовленных и выученных).
Для определенного этапа (см. п.1) этого более чем достаточно!
Так вы измеряете "температуру" в нужном месте и в нужное время и поймете, есть ли провалы на этом этапе у всех сотрудников - и тогда следует чинить бизнес-процесс, стандарт или этап в целом, или только у одного сотрудника в сравнении с другими - и тогда чинить или заменить нужно всего одну "деталь". Так проще, не правда ли?
3. Не используйте бинарную систему оценки! (0 и 1 - было / не было) Единицы и нули уважают программисты, но в системе контроля качества делить все на черное и белое - это кощунство. Да, есть определенные параметры оценки, как например, внес данные клиента в CRM или не внес - иного не дано: данные там либо есть, либо нет. Но сотрудник мог их внести и ошибиться цифрой, адресом. Как вы это оцените? Оно как бы есть, но как бы и воспользоваться этими данными невозможно. Так выполнил ли сотрудник на самом деле требование стандарта?
И еще один немаловажный момент: все предпочитают считать, что контроль - это только поиск ошибок, недочетов и провалов сотрудника, что вся система менеджмента качества - это инструмент поиска причин для увольнения и наказания. Развенчайте это мнение в умах своих сотрудников! И ищите не только ошибки, но и достижения: уникальный способ "потушить" негатив клиента, новые обороты, фразы, аргументы, которые выдумывают сами сотрудники "в полях", которые можно передать будущему поколению и уже предотвратить появление старых возражений. Контроль - это еще и инструмент поиска за что похвалить!
Рекомендация
№3 "50 оттенков серого": используйте систему баллов для определения:
- красной зоны - грубых ошибок как показателя абсолютной некомпетентности, ведущих к строгим наказаниям;
- желтой зоны - обычных ошибок и недочетов, которые указывают только на то, что можно было бы и лучше, и что здесь стоит подтянуть знания и отправить на обучение;
- зеленой зоны - нормы как показателя полного соответствия стандарту (как бизнес просил, так сотрудник и сделал, за что естественно получает оговоренный оклад);
- синей зоны "славы" - достижений, за которые надо хвалить, премировать и ставить в пример другим (как эффект нематериальной мотивации).
Таким образом, минимально шкала должна быть 4-балльной. И не важно, какие именно цифры вы будете использовать (-2, -1, 0, 1 или 10%, 30%, 50% и 100%). Главное, чтобы вы всегда по этим баллам могли отличить, что именно вы или ваш коллега имели в виду, когда оценивали коммуникацию сотрудника.
4. Не выдумывайте новое колесо в системе оценивания Теперь имея цифровую систему оценки необходимо определиться, что считать "хорошо", а что "плохо". Вот такая система координат поможет определиться с проверкой каждого параметра в чек-листе.