Задачу формирования лояльности желательно решать параллельно с разработкой маркетингового плана. Продуманная стратегия поможет одновременно и рассказать о компании новым людям, и повысить доверие текущих клиентов.
Формировать лояльность начинайте сразу после привлечения. Так вы сможете в короткий срок собрать достаточно данных, чтобы начать разрабатывать индивидуальные предложения. Это поменяет настроение покупателей, зарядит их положительными эмоциями и обеспечит высокий уровень продаж.
Обычно лояльность развивается по следующей схеме:
- Знакомство целевой аудитории с брендом, его продуктами и услугами. За это отвечает маркетинг – он делает всё для того, чтобы компанию начали узнавать.
- Разработка системы ценностей и ориентиров бренда. На этом этапе у клиентов складывается первое впечатление о компании.
- Убеждение совершить покупку. На этом этапе с клиентом тесно работает отдел продаж и отдел маркетинга. Например, первый рассказывает, как продукт решит задачи, а второй – делится полезным контентом: статьями, email-рассылками, пуш-уведомлениями в приложении телефона.
- Первая покупка и обратная связь от клиента. На этом этапе собираются данные для измерения NPS, CSAT, CSI.
- Расширение контактов. Например, уже другой представитель компании рассказывает клиенту, как рад знакомству, и предлагает сопутствующие товары / услуги.
- Поддержка. Это этап информационного и технического сопровождения, когда клиент может уточнить у оператора или менеджера подробные условия сотрудничества, задать различные вопросы по продукту, попросить решить проблему.
- Следующая покупка. Если клиенту нравится продукт, вскоре он, возможно, снова что-то приобретёт. На этом этапе повторно собираются данные для анализа метрик лояльности и удовлетворённости.
- Предложение поучаствовать в программе лояльности: регистрация на сайте, подписка на аккаунты бренда в социальных сетях, заполнение анкеты и т.д.
- Индивидуальное предложение. Оно позволяет сформировать и закрепить доверительные отношения с клиентом.
Чтобы добиться перехода покупателей в категорию постоянных, нужно не просто удовлетворять их потребности, но и научиться предвосхищать ожидания. Чем лояльнее клиент, тем терпимее он будет относиться к скачкам цен и с большей вероятностью не покинет компанию в кризис. Кроме того, он потратит в разы большие суммы по сравнению со случайными покупателями.
Отталкиваясь от этапов выше, мы выделили три основные фазы развития лояльности клиентов:
- Изучение целевой аудитории и анализ предыдущих покупок. Здесь важно правильно выделить сегменты и понять, какие у каждого из них ценности, и что вы можете им предложить.
- Брендинг и реклама. На этом этапе вы начинаете честный рассказ о своей компании, который даст толчок к развитию положительного имиджа. Рекламные слоганы должны быть не только яркими и запоминающимися, но и нести реальный посыл. Однажды обманув клиентов, вы рискуете никогда не восстановить их доверие.
- Представление товаров и услуг. Вы рассказываете клиентам о том, почему уникальны, и какие выгоды они смогут получить, сотрудничая с вами. В дело вступает маркетинг, который через свои коммуникации приводит убедительные аргументы в пользу покупки продукта, затрагивает основные "боли", предлагает решение, проявляет эмпатию.
Формирование и повышение лояльности клиентов – гарантия увеличения прибыли компании. Путь к этой цели лежит через маркетинговые инструменты и повышение качества обслуживания. А для многих людей уважительное отношение к ним со стороны сотрудников компании даже важнее, чем возможность получить скидку или бонус.