Ещё встречаются кейсы, когда руководство начинает оптимизировать там, где не стоит этого делать. Молодой ОКК – это отличная мишень. Любая ситуация или проблема в бизнесе может стать обоснованием для ограничения его в финансировании.
Почему у ОКК был большой штатВ одной крупной строительной компании был солидный ОКК: руководитель и два заместителя, старшие специалисты, работа в режиме реального времени, ежедневная отчётность, чёткая специализация у проверяющих. Были даже выездные сотрудники для контроля работы управляющей компании!
Это был не конвейер, а полноценная боевая единица, с сильной экспертизой, заряженностью на результат. Видно, что подразделение создано с любовью.
Поверьте, там было просто не поднять головы – работы более чем! Во многом из-за того, что компания активно внедряла новые инструменты и технологии, открывала новые офисы. В частности, появились аудио-бейджи для контроля встреч, специальная камера в зоне ресепшн для контроля работы с клиентами. В ОКК был кадровый “голод”.
Что пошло не такКомпания приняла решение оптимизировать расходы и обратила свой взор на отдел контроля качества. Последовали сокращения специалистов. И это при том, что были абсолютно прозрачные цифры по раздутости штата продавцов, их помощников и так далее.
Сейчас кто-то скажет: «Продавцы приносят деньги». И будут правы, вот только с маленьким уточнением – если у менеджеров есть достаточная нагрузка и наработанная клиентская база по итогам этой нагрузки.
Важное уточнение: ОКК в описанном случае – полноценный сформировавшийся механизм. Отточенный, сбалансированный, который работал на пределе своих возможностей. И тут из него начали просто вынимать «шестерёнки»: без разбора, без нормальной передачи дел или распределения нагрузки, без аналитики.
Получилась ли оптимизацияВы уже сами прекрасно понимаете, что всё посыпалось:
- сотрудники оказались ОКК в шоке;
- работы стало намного больше;
- упало качество оценки;
- пропала уверенность в завтрашнем дне.
Самое любопытное – компания не решила свою задачу по оптимизации, так как сотрудники отдела продаж остались на своих местах. Только теперь им не получалось уделить должное внимание и уровень контроля. Результаты в продажах посыпались, как «карточный домик».
Обозначу важный момент: я всегда только ЗА оптимизацию персонала и фонда оплаты труда. Но только при условии обдуманного подхода, с аналитикой и логикой.
Многие руководители и собственники бизнесов бояться трогать коммерческие отделы: лучше сократить ОКК, сервисные подразделения, бухгалтерию. Продажи или маркетинг – нет. А если начать разбираться в том, кто и сколько работает, в какой степени реально влияет на показатели компании, откроются интересные моменты.
Предлагаю перейти к выводам.