А от себя ещё добавлю – распространён аргумент о "сотрудниках-ёлках", которые могут абсолютно всё.
Особняком среди всех вышеперечисленных изменений в компании стоит запуск контроля качества работы сотрудников. И речь идёт не только про качество коммуникаций с клиентами, но и про качество работы в CRM, качество реализации распоряжений руководства.
И вот тут появляется крайне важная проблема: мало кто из руководителей намерен создавать полноценную и эффективную систему контроля качества. Они не понимают, зачем это делать. Я не просто так упомянул в начале статьи ручной контроль: руководители самостоятельно всё контролируют, отдают распоряжения и ожидают, что сотрудники дальше должны будут всё автоматически делать правильно.
Сегодня мне хочется показать вам несколько реальных кейсов, где отсутствие грамотной системы контроля качества свело на нет любые сервисные попытки бизнеса.
Кейс №1: IT-компанияОднажды я попал в компанию, которая на тот момент уже 15 лет работала на рынке. Состав услуг классический: поставка и настройка оборудования, помощь в переезде, IT-аутсорсинг, консалтинг и т.д.
ПроблемыХотите любопытный факт? В компании никогда не было клиентской службы. Хотя на сайте и в шаблоне коммерческого предложения содержалась информация и про соглашение об уровне услуг SLA, и про международные стандарты клиентского обслуживания ISO, и про высокий уровень квалификации сотрудников. По факту же качество обслуживания было низким.
Статистика показала очень интересный момент – невероятную текучку клиентов. В среднем клиенты работали с IT-компанией по контракту от 3 месяцев до полугода. Лишь несколько заказчиков сотрудничали дольше года.
И так компания работала 15 лет! Что только руководство ни пыталось придумать, чтобы повысить лояльность и удержать клиентов: брендированная одежда, какие-то скидки, постоянные изменения на сайте… Всё мимо.
РешениеВ рамках проектной работы мы начали не только развивать коммуникацию операторов с клиентами, но и выявлять критерии, по которым клиенты выбирают компанию-подрядчика. Также мы стали проверять и оценивать работу технического департамента: смотреть, как там ведётся процесс, насколько отчёты верны, как соблюдаются установленные стандарты.
Что выяснилось по итогу:
- нарушения сроков реагирования сотрудников на поступающие заявки от клиентов;
- ужасная внутренняя коммуникация между несколькими линиями поддержки, проблемы с синхронностью действий между сотрудниками;
- незакрытые / забытые задачи в таск-менеджере;
- низкое качество коммуникации: многие клиенты не понимали, что именно происходит по их заявке, что от них хотят, почему именно такие сроки выполнения;
- отсутствие ориентации на результат у специалистов.
То есть: компания активно тратилась на различные программы, международные сертификации, но сам клиент этого не ощущал. Напомню, что коммерческое предложение при этом было максимально “вкусным” с точки зрения ожиданий и прогнозируемого качества обслуживания.
Собственник всегда был уверен, что проблема не в техническом департаменте, а лежит в плоскости цены – мол, клиенты постоянно пытаются сэкономить, найти какое-то новое предложение.
Положительные измененияПосле внедрения системного контроля качества был составлен конкретный отчёт, который сопоставлял результаты опроса клиентов и реальные результаты работы технического департамента. Объективные факты и вывод – в одном документе.
Естественно, незамедлительно были предприняты меры:
- Создание чек-листов, системы регулярной оценки и аналитики.
- Внедрение обучения сотрудников качественной коммуникации с клиентами.
- Развитие навыков работы сотрудников с имеющимися инструментами.
- Развитие иерархической структуры в компании для улучшения операционного контроля, особенно за первой линией поддержки.
И много других действий. Но самое главное – после внедрения эффективной системы контроля качества компания стала чётко понимать, как она на самом деле работает с клиентами.