Оценка качества обслуживания: как улучшить и ускорить все процессы

Дарья Шендрикова
автор-эксперт в сфере клиентского сервиса
В этой статье вы узнаете:

  • что такое оценка качества обслуживания;
  • почему её важно проводить, даже если в компании "и так всё работает";
  • какие существуют методы оценки, в чём их плюсы и минусы;
  • какими показателями можно измерять качество сервиса;
  • как наладить и ускорить процессы в отделе контроля качества.


Сегодня компаниям недостаточно конкурировать между собой по характеристикам продуктов и методам продвижения на рынке. В дополнение к хорошим товарам и услугам клиенты ожидают получить качественный сервис. Поэтому оценка качества обслуживания – важное направление для развития бизнеса.

Важность оценки качества обслуживания для компаний

Клиентский сервис – это не столько про выполнение сотрудниками инструкций, сколько про человеческое отношение к клиенту. Но у каждой компании может быть своё понятие “качества”. Например, для одной это соответствие речи оператора контакт-центра заданной структуре. А для другой – счастливые клиенты, которые получают максимально искренний и полезный ответ в кратчайшие сроки.

Без качественного клиентского сервиса сегодня могут выжить только бизнесы, чья модель работы построена на демпинге – предложении самых низких цен на рынке. В остальных случаях для формирования базы постоянных и лояльных клиентов необходимо внедрять стандарты обслуживания, проводить проверки коммуникаций операторов с клиентами, а также регулярно давать сотрудникам обратную связь. Все эти мероприятия в совокупности называются оценкой качества обслуживания.

В какой бы сфере ни работал ваш бизнес – банковской, телеком, недвижимости, ритейле, онлайн-образовании – анализ качества сервиса поможет ему выйти на новый уровень. Компания сможет успешно решать свои задачи:

  1. Определять зоны роста сотрудников и помогать им развиваться.
  2. Повышать удовлетворенность и лояльность текущих клиентов, удерживать их в компании на долгий срок.
  3. Привлекать больше новых клиентов.
  4. Оперативно обнаруживать проблемы, быстро реагировать на них и принимать эффективные решения.

До проведения оценки качества обслуживания важно установить стандарт, которого будут придерживаться сотрудники контакт-центра, колл-центра, отдела продаж или службы поддержки. В этом документе стоит прописать минимальные требования к коммуникациям операторов, чтобы клиенты получали достойный сервис и оставались с компанией надолго.

Подробное описание рабочих процессов поможет компании достичь положительных результатов:

  • более рационально использовать ресурсы, исключив ненужные действия или двойную работу со стороны сотрудников;
  • ускорить адаптацию новичков на рабочем месте, их обучение;
  • задать измеримые и понятные критерии оценки качества работы персонала.

А в сетевых компаниях внедрение стандартов обслуживания приведёт к единообразию в работе всех филиалов.
Реальные истории о важности ОКК

Методы оценки качества обслуживания

Одни компании создают для контроля качества обслуживания целый отдел или привлекают специалистов на аутсорсе, другие – ограничиваются проведением опросов. Рассмотрим подробнее самые популярные методы.

Оценка от руководителя или отдела контроля качества

Кроме самого сотрудника составить представление о качестве сервиса могут руководитель контакт-центра / отдела продаж / службы поддержки или специально созданный для этой цели отдел контроля качества (ОКК). И если оценка от руководителя обычно сводится к нерегулярному прослушиванию звонков операторов и устной обратной связи, то ОКК выстраивает целую систему процессов.

Специалист ОКК последовательно выполняет свою работу:

  1. Прослушивает запись звонка или читает переписку сотрудника, параллельно сверяясь с чек-листом.
  2. Проводит анализ и выставляет оценку.
  3. Даёт обратную связь по всем пунктам чек-листа – обычно в форме письменных комментариев.
  4. Уведомляет оператора о проведённой проверке.

Очень часто у ОКК уходит много времени на проверки не столько из-за большого количества коммуникаций, сколько из-за неудобных инструментов. Каждый раз для заполнения или копирования данных проверяющим приходится переключаться между окнами разных программ.

Упростить процесс оценки можно с помощью Qolio. Интеграция в систему всех коммуникаций из IP-телефонии или CRM помогает избавиться от переключений между множеством вкладок. Также работа по анализу качества обслуживания упрощается за счёт следующих возможностей:

  • для каждого вида коммуникаций можно создавать отдельные чек-листы;
  • удобные фильтры и автоматические распределение нагрузки позволяют сформировать выборку коммуникаций на проверку в несколько кликов;
  • сотрудник получает уведомление о проведённой проверке и может сразу ознакомиться с оценкой и комментариями в своём личном кабинете;
  • в библиотеку звонков можно сохранять самые важные диалоги, которые затем использовать для обучения операторов.

Оценка от внутреннего персонала

Сотрудники контакт-центра, отдела продаж и службы поддержки общаются с клиентами достаточно часто и имеют хорошее представление об их ожиданиях и потребностях. Поэтому, чтобы не беспокоить клиентов лишний раз, можно провести опрос среди персонала.

Такой метод оценки будет полезен, если источник недовольств – не сами операторы. А, например, недостатки в продукте. Если дело в низкой эмпатии или некомпетентности операторов, вряд ли они сами признаются в этом во время опроса.

Тайный покупатель

Тайный покупатель – это специально нанятый компанией человек, который проверяет точность соблюдения сотрудниками стандартов обслуживания. Под видом клиента он обращается в контакт-центр, отдел продаж или службу поддержки. А потом оценивает, насколько вежливо, быстро и эффективно операторы решают его запрос, комфортно ли с ними взаимодействовать. После чего тайный покупатель заполняет отчёт.

Этот метод не требует массового привлечения людей или больших денежных затрат. В то же время, он позволяет быстро оценить важные параметры работы операторов:

  • не «сливают» они ли клиентов;
  • а если сливают, то кто, на каком этапе, почему;
  • насколько хорошо сотрудники знакомы с продуктом;
  • работают ли они над увеличением среднего чека и др.

Опрос клиентов

Для повышения контроля качества обслуживания после каждой продажи товара или оказания услуги можно проводить с клиентами телефонные интервью, также задавать вопросы в других каналах связи: социальных сетях, email-рассылке, опросниках на сайте.

Вопросы условно разбиваются на несколько групп:

  1. Открытие клиента. Как вы узнали о нашей компании? Почему вы захотели узнать больше?
  2. Восприятие бренда. Что приходит на ум, когда вы думаете о нашем бренде? Где вы получали о нём информацию за последний месяц? Насколько вероятно, что вы порекомендуете наш бренд своему знакомому? Какие эмоции вызывает у вас наш бренд?
  3. Ценность продукта. Вы нашли то, что искали? Какие улучшения вы хотели бы видеть в нашем продукте? Есть ли продукт, который вам нужен, но мы его не предлагаем?
  4. Качество обслуживания. Вы испытывали какие-либо сложности при обращении в нашу компанию? Насколько наш сервис оправдал ваши ожидания?
Не знаете, как организовать оценку качества обслуживания? Мы подскажем!

Ключевые показатели оценки качества обслуживания

Существует несколько метрик, которыми можно измерять качество сервиса. Перечислим самые значимые из них для контакт-центров, отделов продаж и служб поддержки.

  • LTV – Lifetime Value – общая сумма прибыли, которую приносит клиент за всё время работы с компанией.
  • CSAT – Customer Satisfaction Score – индекс удовлетворённости. Показывает, насколько клиент доволен своим опытом взаимодействия с компанией.
  • CES – Customer Effort Score – индекс усилий. Показывает, сколько усилий пришлось приложить клиенту, пока его проблему не решили в контакт-центре.
  • NPS – Net Promoter Score – индекс лояльности. Показывает, с какой вероятностью клиент порекомендует компанию или её продукт своим знакомым. Эта метрика характеризует качество сервиса в целом, а не только старания конкретного специалиста. На неё влияет предыдущий как негативный, так и позитивный опыт взаимодействия клиента с компанией.

Перечисленные метрики не отражают объективной картины в обслуживании, если смотреть на них в моменте. Отслеживать их необходимо в динамике: это позволит подмечать улучшения или ухудшения после каждого нововведения.

Этапы и возможности оценки качества обслуживания в Qolio

Многие компании используют для мониторинга качества обслуживания таблицы Excel. На одних вкладках сохраняют информацию о коммуникациях, на других – сверяются с чек-листом, на третьих – пишут обратную связь, а параллельно прослушивают диалоги в плеере телефонии.
Из-за постоянных переключений между окнами процесс получается очень трудоёмким, рутинным и морально изматывающим.
Руководитель ОКК тратит на ручное составление отчётов много времени. Пока аналитика дойдёт до заинтересованного руководства, данные могут потерять актуальность, и принимать решения станет уже поздно. Всего этого можно избежать, если использовать специальный сервис.

Расскажем, как можно упростить этапы анализа качества обслуживания с помощью Qolio.

Выбор коммуникаций на проверку. В Qolio все коммуникации собраны в одном окне. Их не нужно долго выискивать и вручную “вытягивать” из разных программ. Фильтры позволяют быстро сформировать выборку коммуникаций на проверку, например, по конкретным сотрудникам или периоду.

Проверка и оценка коммуникаций. В процессе работы в Qolio специалист контроля качества видит чек-лист и проверяет по нему коммуникацию, ни на что не переключаясь и не отвлекаясь. Работу упрощают следующие возможности:

  • встроенный плеер для прослушивания звонков, с помощью которого можно увеличивать или уменьшать скорость воспроизведения;
  • возможность прямо в окне проверки добавлять комментарии к диалогу, в том числе к его конкретному участку;
  • теги, с помощью которых можно помечать важные коммуникации для их быстрого поиска в будущем.

Формирование отчётности. Руководитель контакт-центра или отдела продаж может в любой момент посмотреть в Qolio средние оценки своих сотрудников по каждому критерию чек-листа, в том числе в динамике. Это позволяет вовремя реагировать на каждую проблему и принимать решения “в моменте”, не дожидаясь, пока ситуация станет критической.

Настраиваемые дашборды и виджеты делают аналитику понятной, прозрачной и визуально приятной для восприятия. Отчётность формируется автоматически, в режиме реального времени, что экономит драгоценное время руководителя ОКК.

Возможность подачи апелляций. При предоставлении прав доступа в Qolio оператор может подать апелляцию на оценку, с которой не согласен. В зависимости от настроек приложения обработать апелляцию могут следующие специалисты:

  • тот, который проверял коммуникацию;
  • другой сотрудник ОКК;
  • руководитель ОКК и другие.

Калибровочные сессии. Такая функция бывает полезна в следующих случаях:

  1. Когда сотрудник ОКК не знает, как правильно оценить звонок в нетипичной ситуации, и хочет получить обратную связь от коллег.
  2. Для сверки оценок между разными сотрудниками ОКК.

Проведение калибровочной сессии в Qolio позволит убедиться, что одну и ту же коммуникацию все проверяющие оценивают приблизительно одинаково. Это исключит возможные обвинения сотрудников ОКК со стороны операторов в предвзятости и необъективности.
Реальные кейсы по улучшению работы
команды с помощью Qolio
Повысили удовлетворённость клиентов уже через 2 месяца после перехода на Qolio
Ускорение проверки звонков в 2 раза уже в первый месяц сотрудничества
Выводы

Оценка качества обслуживания помогает управлять впечатлениями клиента от взаимодействия с компанией. Если отладить все процессы, ожидания клиента будут оправдываться чаще. В перспективе это увеличит продажи и средний чек.

Система Qolio может стать хорошим помощником для специалистов ОКК. Она позволит более рационально использовать ресурсы отдела, сократив количество рутинных действий на переключения между окнами, заполнение форм и составление отчётов. Специалисты смогут посвятить больше времени непосредственно анализу, что позволит компании достичь своих целей.

Получите бесплатную консультацию
И узнайте, как сервис Qolio
помогает ускорить и улучшить все этапы оценки качества обслуживания
Вам может быть интересно